Елена Бутько
этнографические путешествия по Азии, Европе и Африке

  Расписание      Маршрут на заказ      Яхтинг      Отзывы      Статьи      Галерея      Елена Бутько      Контакты

Ближайшие туры

Ускользающая Мьянма

Мьянма  1800 USD
этнографическая экспедиция
28 ноября - 11 декабря 2017

Леопарды, киты и прекрасные родии

Шри-Ланка 
этносы   1400 USD
13 — 22 декабря 2017

Дорогами кхмерских королей 

Камбоджа и Лаос  1650 USD
джунгли и племена
20 января - 4 февраля 2018

Леопарды, киты и прекрасные родии

Шри-Ланка 
этносы   1400 USD
9 февраля — 18 февраля 2018

Мозаика Индонезии

Суматра-Ява-Бали    1200 USD
24 февраля-10 марта 2018  

Тайны древней Нубии

Северный Судан
пирамиды+дайвсафари
26 марта - 7 апреля 2018  

сады и парки 
14-21 апреля 2018  1400 euro

Этнический Китай

малые народы Гуйчжоу и Фуцзяни
21 апреля-4 мая 2018  1800 USD

Алтайская легенда

поход на плато Укок
30 июня - 12 июля 2018  45 000 р

Солнечный Магадан

экспедиция по Колымскому краю
15 июля 2018  110 000 р

Якутское Трехречье

сплав по Синей, Лене и Буотаме
30 июля-12 августа 2018  NEW


Плато Путорана

круиз по Енисею+трекинг
август 2018  NEW

В гости к Чингис-Хану

автопутешествие по Монголии
19 августа—1 сентября 2018 50000 р

Мадагаскар

зоосафари
26 сентября - 13 октября 2018   
2000 euro

Виват, Венесуэла!

восхождение на Рорайму
17 октября - 6 ноября 2018   
3000 USD

Булан

женщина булан
ОтчаЙявшиеся

Интересы глобальной экономики грозят уничтожить уникальную культуру Южного Китая
«Давным-давно жила прародительница народов, обитавших в здешних местах, по имени Яо Бай. Она создала небеса и землю, а потом задумала распределить последнюю между людьми, для чего пригласила их к себе. Однако представители буланов на встречу не пришли, поскольку не хотели участвовать в долгих спорах. Яо Бай очень на них рассердилась, но решила не наказывать, так как опасалась, что без земли этот народ окажется в бедственном положении. Она взяла горсть семян и разбросала их по склонам горы. С тех пор в деревне Лунпа появились чайные деревья, а буланы начали выращивать и пить чай. Высокая гора, вокруг которой они расселились, стала одной из шести «чайных гор» провинции Юньнань.»(Легенда о чае народа булан)
Идущий впереди мой проводник Айнипа неожиданно стал яростно колотить палкой зарастающую густой растительностью тропу. «Пама - большая змея. Опасно!» - прокомментировал он. Я же успела заметить только стремительно ускользающий кончик хвоста.Окраска рептилии действительно была похожа на ленточного крайта – одной из самых опасных змей Юго-Восточной Азии. Я поежилась, но мою решимость это не ослабило. Меня влекли сквозь джунгли поистине уникальные чайные деревья, растущие в труднодоступной местности провинции Юньнань на юге Китая . Это наиболее старые из числа культивируемых экземпляров в мире, достигшие высоты 25 м и возраста 800-700 лет. И немудрено, что эти места, край бездорожный, где редкие селения связаны между собой лишь вьючными тропами – отправная точка средневекового торгового пути из Китая в Тибет, известного под названием "Чай в обмен на лошадей", за обладание которым Поднебесная вела постоянные войны с государствами, владевшими этими землями. Отсюда ценнейший чай пуэр (см. справку) развозили по огромной стране. Айнипа и его односельчане мало интересуются историей и называют столь далекие события «временем снов» - уж таковы особенности буланов - одного из древнейших народов Восточногималайского региона.Согласно китайским источникам, 2000 лет назад буланы вместе с предками национальностей вай и дэан стали осваивать горные районы юга Китая и бассейн реки Ланьцанцзян (так здесь называют Меконг). С незапамятных времен они мирно живут «выше облаков» - на высокогорьях 1500-2000 м над уровнем моря, куда нелегко добраться чужакам. Так что представители народности редко общаются с внешним миром, практически застыв в своем техническом развитии. Буланы используют подсечно-огневое земледелие, вырубая лес только в случае крайнего истощения прежних полей, для посадки таро и клейкого риса, занимаются охотой и рыбной ловлей на Меконге.Влажные тропические леса, раскинувшиеся в предгорьях земель буланов на площади свыше 1 млн. га – это наиболее сохранившиеся джунгли в континентальном Китае. Там обитают и размножаются сотни видов птиц, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих. По подсчетам известного китайского ботаника Цай Ситао, количество произрастающих здесь растений достигало в 60-х годах двадцатого столетия 7000 видов. Среди растительного буйства как раз и спрятались чайные плантации буланов. Всю свою историю эти люди собирали чайный лист исключительно на высоких деревьях. У таких листьев почти нет ворсинок, их длина составляет 10-20 см. Сбор был весьма трудоемким делом, урожайность оставалась на достаточно низком уровне, технология ферментации была длительной и сложной. Но такое традиционное чаеводство не нарушало природный симбиоз между ландшафтом и буланами, позволяло последним получать чай как для себя, так и на продажу.В последние годы Китай резко активизировал гидротехнические проекты, связанные с Меконгом (в основном постройку дамб), вызвав его сильнейшее обмеление, а также вырубку уникальных лесов Юньнани под чайные плантации. Ведь пуэр в современных чаеводческих хозяйствах изготавливают в основном из листьев низкорослых чайных кустов, которые все-таки несколько больше по размеру листьев на кустах, распространенных в других провинциях. Новая технология производства чая разработана всего пару десятилетий назад. Листья складывают в кучу, обрызгивают водой, после чего начинается процесс ферментации, который проходит в специальном температурном режиме всего лишь за несколько месяцев. Эта новая массовая чайная агротехника наносит ущерб экологии региона и лишает буланов, когда-то приведших пуэр в китайскую культуру, источника дохода и части национальной самобытности. Чтобы выжить, сельчане забрасывают вековые посадки старых чайных деревьев, разрабатывая под посадку молодых чайных кустов все новые и новые участки леса. Тысячелетняя сложившаяся экосистема разрушается на глазах.Тем временем, мы уже достигли села. Меня зовут посмотреть на праздник Наньцзе – один из самых красивых и торжественных праздников у буланов. В семьях угощаются клейким рисом с красным сахаром. Мужчины собираются вместе и, сняв головные уборы, совершают поклоны старейшему в роде и желают ему долголетия, счастья и благополучия. После этого он говорит всем: «Мужчины рода по праздникам должны просить у Неба счастья. Прошел старый год, наступил новый. Все мужчины пришли на проводы старого и встречу нового года. Желаю вам богатого урожая и здоровья в новом году!» Сейчас буланы проходят бурную культурную ассимиляцию и без планомерной охраны со стороны китайских властей, активного участия ЮНЕСКО и частных организаций их культура, скорее всего, исчезнет в пределах одного поколения - или, возможно, даже раньше. Прежде всего размывание древних традиций связано с проникновением современной экономики в труднодоступные районы провинции Юньнань: высокие цены на пуэр заставляют предпринимателей засевать всё большие площади кустовым чаем; с ним кустарный промысел буланов не выдерживает конкуренции. Ценности буланов (например, добывать только то, что необходимо на ближайшее будущее) основаны на глубоком понимании природы, частью которой мы все являемся, но от которой далеко отошли. Буланы же – пока нет. Поэтому задачу сохранения их культуры можно считать аналогичной охране редких видов: они обе противоречат интересам экономики, но без них человек делает еще один шаг к превращению себя в винтик общества потребления, а своей страны – в выгребную яму.
Справка
Пуэр - это прежде всего черный чай, т.е. чай сильно ферментированный. Под ферментацией принято понимать биохимический процесс переработки листьев чая, протекающий под воздействием ферментов (биологических катализаторов), вырабатываемых соотв. видами микроорганизмов. Сырьем для черного пуэра с давних пор являлись крупные чайные листья, прошедшие завяливание и скручивание (термин для различного рода манипуляций с целью разрушения стенок клеток листа и выдавливания чайного сока). Затем их прессовали, а ферментация чая происходила в процессе его длительной транспортировки и последующего хранения. Спустя некоторое время (2-3 года) из пуэра, изготовленного по классической технологии, начинает уходить горечь и его можно пить. Через 10-15 и более лет ценители уже могут наслаждаться вкусом и ароматом напитка, которые становятся более изысканными и насыщенными. Употребление пуэров нормализует пищеварение, способствует снижению веса, уменьшает содержание сахара и холестерина в организме, выводит токсины и яды.

Новости

29.07.17 

26.04.17 

12.04.17 





Facebook LiveJournal YouTube Vkontakte 


Исчезающие этносы

Оранг асли

негроиды Малайзии

Пигмеи

аборигены леса Итури

Ведды

аборигены Шри-Ланки

Мокены

история морских цыган Юго-
Восточной Азии

Хмонги

горные люди Индокитая

Родии

загадочный этнос Шри-Ланки

Чин

татуированные люди Западной Мьянмы

Булан

уникальная культура южного Китая



Экспедиции и путешествия к исчезающим этносам мираКарта сайтаУскользающая Мьянма

Прогоны сайтов по профилям
Работает на Amiro CMS - Free