Хмонги
Горные люди Индокитая
Горная гряда Хоанглиеншон, тянущаяся из северного Вьетнама через весь Лаос и северный Таиланд до Мьянмы — вожделенные земли для любого этнографа. На меня же сильное впечатление произвел северо-западный Вьетнам, в частности район Сапа. В этом колоритном крае живут несколько горных племен Индокитая: черные и цветные хмонги. Первая волна миграции хмонгов во Вьетнам со своей родины — долины реки Янцзы — произошла более 300 лет назад. И сейчас они составляют 53% от общей численности населения и насчитывают около 20 000 человек (во всем Вьетнаме живет около 800 000 человек). Если и существует место, где можно подробно узнать о жизни вьетнамских горцев, так это здесь, в Сапа.
В свое время французы называли жителей здешних территорий «монтаньярами», или горными людьми. Американцы, придя во Вьетнам, сразу же постарались заручиться поддержкой племен: аборигены прекрасно знали джунгли и окрестные горы. После поражения США горцы поплатились за свою помощь иностранцам. К концу войны более 200 000 «монтаньяров» были уничтожены Вьетминем.
Вьетнамцы, или, как сейчас говорят, «вьеты», наиболее предприимчивые, деятельные и воинственные жители региона. Они называют жителей горных племен «мой» — «дикие», и сами предпочитают селиться в долинах. Именно различные условия жизни превратили родственные группы в два совершенно разных народа.
И в третьем тысячелетии хмонги ведут натуральное хозяйство, основанное на подсечно-огневом земледелии. Главные продукты питания — рис и кукурузу — выращивают на террасированных склонах гор. На выжженных участках леса встречаются посевы ржи, а также лен, из волокон которого делают ткань. С болезнями здесь борются настойками, припарками и отварами из специально выращенных целебных трав. Семьи держат различных домашних животных: от крупного рогатого скота до цыплят и собак. Традиционно, женщины занимаются домашним хозяйством, а мужчины охотятся.
Каждые выходные на этнический рынок в Сапу спешат жители дальних и ближних деревень. Причем в субботу на рынок ходят красные дао, а по воскресениям он во власти хмонгов. Предметами купли-продажи становятся сельскохозяйственная продукция, изделия из дерева и бамбука, но главное — серебряные украшения и домотканые вышитые национальные костюмы. Без слов, только глядя на вышивку воротника и рукавов, хмонги могут определить, из какой деревни пришел человек и иногда даже к какой семье он относится. Эти одеяния представляют собой неистощимое культурное сокровище и являются главными сувенирами, которые туристы увозят из Сапы. Кроме того, рынок — это повод для молодежи встретиться с претендентами на брачное партнерство.
Горцы считают, что все члены одной семьи должны жить в одном доме и поддерживать друг друга даже ценой собственной жизни, если понадобится. Внутрисемейные браки здесь категорически запрещены. Зато практикуются так называемые «хай пу» — церемонии обручения для бедных: если родители одобряют выбор дочери или сына и разрешают свадьбу, но не могут ее оплатить, молодая пара договаривается о тайной встрече в особом месте, после которой жених может вести избранницу к себе в дом уже в качестве официальной жены.
Мне посчастливилось быть гостьей на свадебной церемонии представителей красных дао и черных хмонгов. Оба племени дружелюбно настроены по отношению друг к другу, поэтому межплеменные браки здесь не редкость. Сначала группа хмонгов в темных сине-черных национальных одеждах исполнила традиционные для такого события песни и танцы. Во время основного свадебного танца певцы, не прекращая двигаться и петь, ухитрялись подбрасывать высоко в воздух несколько шаров и жонглировать ими.
У хмонгов сильна вера в духов и демонов, поэтому в течение года проводится ряд довольно сложных ритуалов. Для лечения болезней и продления жизни в племени до сих пор применяют древние знания народной медицины. Эти рецепты передаются из поколения в поколение знахарей и известны своей эффективностью. Многие семьи хранят старые рукописные лекарственные книги, написанные китайскими иероглифами. Каждый хмонгский лекарь считается сведущим в одной определенной болезни.
Деревни состоят обычно из 5-7 домов. Жилища строятся прямо на земле, обычно из трех комнат, с глиняными или бамбуковыми стенами и деревянным полом. Кровлей служит рисовая солома.
Главный фестиваль племен происходит в Сапе во время празднования вьетнамского Тэта (Нового года) — в январе-феврале. А также в сентябре-октябре проводятся деревенские фестивали по случаю сбора урожая. И это лучшее время для приезда сюда, если вы хотите наблюдать за музыкальной и певческой культурой этого народа.
С вьетнамских гор я спускалась с надеждой, что еще вернусь в эти дремучие джунгли, где живут люди, не отягощенные и не избалованные цивилизацией. Монтаньяры привыкли полагаться только на собственные силы, этим они и подкупают.
|